Поговорим сегодня об очень крутой магии нашего мозга. Она помогает вам не вляпываться в однажды пережитые неприятности, заключает в себе всё, что вы знаете о мире, и даже позволяет путешествовать в прошлое. Тема урока:
ПАМЯТЬ
Когда речь заходит о том, что такое память и как она устроена, многие представляют этакое хранилище информации из окружающего мира - что-то вроде библиотеки с кучей книг или шкафчика с видеозаписями, разложенными по датам. На самом деле, наша память не так прямолинейно упорядочена и намного хитрее устроена.
Головной мозг состоит из клеток-нейронов, которые выглядят как этакие амёбки с целым букетом длинных щупалец-отростков. Этими отростками нейроны соприкасаются друг с другом и передают электрический сигнал соседям: первый - второму, второй - третьему... Очень походе на ситуацию из заморского фильма о Гурии Пуппере: "Рональд просит тебе передать, что Симус сказал ему, что Дину сообщила Парвати, что Хагрид тебя разыскивает..." =)
Каждая такая цепочка из нейронов в мозге - и есть воспоминание. Поэтому память более правильно сравнить не с библиотекой, а с кучей перепутанных дорожек и тропинок. Мощное, яркое, чёткое воспоминание - это широкая накатанная дорога, по которой мы легко и быстро попадаем к цели - например, "вспомнить, заклинание от привидений и мелкой нежити". А слабое воспоминание о давнишних неинтересных событиях, о которых почти не вспоминали - это едва заметная тропинка через дикие заросли, по которой придётся поблуждать, попадая на другие тропинки: "Что там рассказывали на первой лекции по магии мысли в прошлом году?.. Вроде, тогда была весна... О, точно, помню, что я задремал и проснулся оттого, что за окном свалился сугроб с крыши! А что рассказывали-то? Вроде тоже про снег... Точно! Мол, мы помним, что снег холодный, потому что у нас есть мышление и интеллект!"

Когда человек пользуется памятью, в его голове творятся разные процессы (иногда даже несознательно, "автоматически"):
1) Запоминание - создание в памяти новых связей, так сказать, протаптывание новых тропинок. Запомнить что-то новое можно непроизвольно (так мы запоминаем что видели в течение дня, случайно услышанную по радио песню и т.д.), а можно сознательно, волевым усилием - для этого нужно обдумать запоминаемое, понять его смысл или придумать ассоциации с уже известными вещами.
2) Хранение - накопление новых воспоминаний в памяти, собирание их в общую картинку, сохранение воспоминаний без значительных потерь и искажений. Очень важный процесс: ведь какой смысл запоминать, что снег холодный, если к следующей зиме это знание потеряется в твоих мозгах?)
3) Воспроизведение - активизация сохранённого в памяти прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Узнавание - это самое простое воспроизведение: когда мы видим что-то, что кажется нам знакомым, мы узнаём это и вспоминаем какие-нибудь связанные детали: видишь лицо - вспоминаешь, что уже видел этого человека, его зовут Эвриал Горгонов и ты забыл сдать ему домашку по нежитеведению =)
4) Кстати, последний процесс памяти как раз забывание - потеря возможности воспроизвести, а иногда даже узнать ранее запомненное. Забывание может быть частичным (можем вспомнить что-нибудь не полностью или с ошибками) и полным (вообще ничего не помним про объект).

Как и в случае с вниманием, память делят на много разновидностей (очень много) в зависимости от того, ЧТО мы запоминаем и КАК запоминаем. Но это, пожалуй, тема отдельной лекции - какая бывает память =)
А вам напоследок расскажу забавный факт про память. Есть такая штука - «эффект Зейгарник»: незавершенные действия, не получившие ожидаемого разрешения ситуации человек непроизвольно запоминает гораздо лучше. Когда вы не успели что-то доделать, дочитать, дослушать, когда осталось совсем немного для получения желаемого, а вас прервали - эта ситуация запоминается надолго, а вот успешно и сразу завершённое легко и быстро забывается. Как это объясняется? Вспомним наше второе занятие, про эмоции. Прерванное действие - источник отрицательных эмоций, а они по силе воздействия гораздо ярче положительных (потому что сигнализируют об опасности и требуют немедленно повлиять на происходящее).
Так что не завершаем наш разговор про память, продолжим на следующем занятии ;)

Домашнее задание:
1. Какие ещё интересные эффекты памяти вы знаете (или нашли в библиотеке)? Расскажите про парочку эффектов с примерами.
2. Какое ваше самое-самое раннее воспоминание? Чётко ли вы его помните, совпадает ли оно с реальностью по рассказам окружающих? Как вы думаете, почему оно именно такое?

Домашние работы присылайте личным пергаментом с Кристи