Доброго дня, господа. Сегодня наш разговор о том, что требуют от вас учителя на любом предмете даже в лопухоидной школе. Записываем, тема урока:
Внимание
В разговорной речи внимательным обычно называют человека, который способен подмечать мелкие детали, а невнимательным - того, кто постоянно отвлекается от своего занятия, забывает часть только что прослушанной речи, допускает ошибки в уже известных словах и делах. Все эти признаки - проявление разных свойств и видов человеческого внимания.

Обратимся к страшной научной литературе: "Внимание - это избирательная направленность восприятия или сознания человека на определенные предметы и явления. Внимание не является процессом отражения действительности, оно представляет собой одну из сторон психической деятельности - ее динамики. Оно выражается прежде всего в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие - заторможенными. Внимание обеспечивается за счет явления доминанты - наличия в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях".
Кто всё понял - молодец, с остальными давайте внимательно разберёмся, что вы только что услышали.
"Внимание не является процессом... это направленность, динамика" - это значит, что внимание - это не какая-то определённая мысль, а просто свойство вашего сознания, которое показывает: чем сейчас занята ваша голова, на что вы смотрите, во что вслушиваетесь, что обдумываете.
"Выражается в более ясном протекании процессов и точном выполнении действий" - иными словами, чем лучше у вас получается слушать лекцию, точнее запоминать формулу, ровнее чертить линию - значит, тем больше внимания вы уделяете этому делу.
"Физиологически внимание обусловлено работой тех же нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы" - значит, в нашем мозге нет какой-то одной части, отвечающей за то, насколько человек внимателен в разных делах.
Дальше очень важный абзац: упрощённо говоря, если внимание к какому-то делу повышено, то остальные части мозга, не связанные с этим делом, работают слабее. Например, если вы очень внимательно читаете текст, вы можете не понять то, что вам в этот момент сказали, а то и вовсе "не услышать". А человек, который очень озабочен помощью товарищам в походе, может забыть про боль в собственной ушибленной ноге.
Итак, мы примерно разобрались, что такое внимание и как оно происходит в нашей голове :) А теперь поговорим о том, каким оно бывает и какими качествами обладает.

Человек может сам сознательно направить на что-нибудь своё внимание, даже если это ему неинтересно, не нравится (надо делать скучную домашку... Поэтому буду внимательно читать эту умную книжку, перечитывая каждое непонятное предложение по два раза). А случается и так, что нечто привлекает внимание человека помимо его воли (читаю книжку... О, в окно купидончик влетел, книжка забыта). В зависимости от таких ситуаций внимание и делят на три вида:
1. Непроизвольное (непреднамеренное, пассивное) внимание.
Появляется само собой под действием сильного или нового, неожиданного раздражителя независимо от намерений человека. Непроизвольное внимание кратковременно и, как правило, быстро переходит в произвольное - человек заинтересовывается, а что же это такое его отвлекло, зацепило. Корни пассивного влияния уходят в инстинкты, которые велели быстро реагировать на всё непонятное, новое, слишком сильное - на громкий звук, яркий свет, контрастное пятно среди травы, движение среди деревьев - ведь все эти признаки могут указывать на опасность.
Человеку разумному непроизвольное внимание может приносить как пользу, так и вред. С одной стороны, ему полезно быстро замечать раздражители: среагировать на звонок зудильника и сразу задуматься, кто это может звонить; заметить мчащийся на красный свет автомобиль и сразу сосредоточиться на уворачивании от него, отвлекшись от музыки в наушниках... С другой стороны, например, в шумном помещении работа, требующая сосредоточения, выполняется дольше и хуже: внимание то и дело непроизвольно переключается на громкие звуки, а - как мы помним - если внимание обращено на что-то одно, ко всему остальному оно снижается.
2. Произвольное (преднамеренное) внимание.
Возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение выбранной им деятельности. Исследователи связывают возникновение преднамеренного внимания у человека с развитием труда (т.е. целенаправленной, сознательной деятельности для удовлетворения своих потребностей) и второй сигнальной системы, проще говоря, речи. Например, внимание ребёнка к какому-то предмету можно поддерживать словами родителя или преподавателя: "Смотри, Таня, это мяч, какого цвета мяч?" - и Таня, следуя этим словам, переключает внимание на мяч и пытается удерживать его в мыслях, пока вспоминает названия цветов.
Длительное поддерживание произвольного внимания сопровождается ощутимым напряжением психики и вызывает утомление, у среднестатистического взрослого человека - примерно через 20-30 минут. Поэтому рекомендуется, работая над одной задачей, отвлекаться на более лёгкие, не требующие внимания занятия или хотя бы переключаться на другие задачи.
3. Послепроизвольное (вторично непроизвольное) внимание.
Самый любопытный вид: когда человек, удерживая произвольное внимание на некоем деле, очень им увлекается, чувствует его важность и интересность для себя, то он способен удерживать внимание уже без напряжения - тогда оно и называется послепроизвольным. В таком случае, даже занимаясь делом несколько часов подряд, человек не устаёт всё время концентрироваться на одной задаче.


И напоследок поговорим о свойствах внимания.
Свойства (качества) внимания:
1. Концентрация – способность человека выделять один объект из окружающего мира и сосредоточиваться на нём. Чем выше концентрация - тем яснее, детальней, чётче воспринимается именно этот объект: можно разобрать тихий разговор при сконцентрированном на нём внимании, разглядеть мелкие буквы в далёкой надписи, понять вопрос из домашней работы... ;)
2. Избирательность – выделение вниманием наиболее важных предметов. Например, на обложке книги мы в первую очередь заметим название, в поисках чашки в шкафчике с посудой первым делом найдём взглядом полку с чашками, а не зависнем, любуясь узором на тарелках.
3. Распределение – возможность иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять работу, состоящую из многих операций. Например, одновременно писать конспект и слушать музыку, или замешивать тесто для пирога и при этом следить, как растапливается печка.
4. Объём – количество предметов, которые могут быть восприняты с одинаковой отчётливостью одновременно, одномоментно. Если вы бросите быстрый взгляд на стол, сколько предметов на нём вы увидите и запомните? Или сколько цифр телефона вы запомните с первого раза? У взрослого человека объём внимания колеблется от 4 до 7 предметов, у ребёнка - немного меньше. Существуют специальные тренировки для увеличения этого числа, ходят даже легенды о фокуснике, который мог запомнить около сорока предметов, кинув один взгляд на витрину!
5. Переключение – намеренный и осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Закончив домашку по нежитеведению, как быстро вы сосредоточитесь на докладе по рунологии? Или ещё долго будете фантазировать эпические битвы с хмырями и думать, что вот эта руна похожа на нос кикиморки? Это и будет говорить о вашей высокой или низкой переключаемости внимания.
6. Устойчивость – это, наоборот, способность непрерывно удерживать внимание на одном объекте. Примечательно, что устойчивое внимание проще удерживать к тому предмету, в котором получается замечать что-то новое: разглядывать детальную картину можно часами, то вглядываясь в отдельные штрихи, то оценивая вид целиком, то замечая необычные переходы цвета, а вот внимательно таращиться на "Чёрный квадрат" Малевича, не отвлекаясь и не погружаясь в собственные посторонние мысли, уж проблематично :)

Вижу, устойчивость и концентрация вашего внимания уже угрожающе приближаются к нулю, так что давайте переключимся на запись домашнего задания:
1. Что такое "локус внимания"? Из какой области пришёл этот термин?
2. Почему локус внимания может быть только один? В лекции даётся один из объясняющих это фактов.
3. Считаете ли вы себя внимательным человеком? Какие качества вашего внимания сильны, а какие - не очень?

Домашние работы присылайте личным пергаментом с Кристи