Сегодня мы с вами будем поверять алгеброй гармонию и заново знакомиться с явлением, знакомым каждому из вас ещё с тех пор, когда вы не умели говорить. Тема занятия:
Эмоции. Эмоциональный интеллект.
Термин «эмоция» образован от латинского «emovere» - «возбуждать, волновать». И действительно, любая эмоция побуждает человека к чему-то, как говорится, выводит из равновесия, зажигает, волнует. Эмоция – это психический процесс, который отражает субъективное, личное отношение человека к некоей реальной или воображаемой ситуации в форме переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Эмоции призваны помогать человеку оценивать значимость действующих на него раздражителей и регулировать его поведение.
Несмотря на образные выражения «грустно на душе», «сердце в пятки ушло», эмоции – это порождение исключительно мозга. Импульс от внешнего воздействия поступает в мозг двумя потоками: один идёт в кору головного мозга, где происходит знакомое вам по первой лекции мышление, осмысление полученной информации; а второй – в подкорку (гипоталамус и др. части), которая соотносит информацию о внешнем воздействии с базовыми потребностями организма и его текущим состоянием и выдаёт организму соответствующий эмоциональный сигнал. И вот уже на эту эмоцию организм реагирует как умеет и помнит генетически: напрягается или расслабляется, краснеет, бледнеет, морщится, улыбается…
Самых древних, базовых эмоциональных сигналов немного, и они тесно связаны с инстинктами, можно сказать, выросли из них: страх (реакция на угрозу: бежать! Спасаться!), гнев (реакция на препятствие: мне мешают! Устранить!), радость (реакция на благоприятные условия: ура, еда! Ура, мама вернулась и защищает!) и тому подобные. Другие эмоции возникли в результате развития человеческого общества, благодаря культуре и социальным нормам, и они могут меняться, возникать и исчезать по мере того, как меняется общество и принятые в нём правила. Таков, например, стыд – эмоция, которую испытывает человек, совершивший нечто социально неприемлемое, осуждаемое.
Важно также заметить различие между понятиями «эмоции» и «чувства», которые в обыденной речи часто смешивают. Так вот, чувства – это устойчивые эмоции по отношению к конкретному объекту, более глубокие и продолжительные. Эмоция же возникает в ответ на текущую обстановку в целом и заканчивается с удовлетворением соответствующей потребности. «Мне страшно» - это эмоция, «я боюсь профессора Алалину» - чувство. Удовольствие от взгляда на некую красивую девушку – эмоция, любовь к конкретной девушке – чувство. Понимать эту разницу полезно, чтобы не приписывать постоянные оценки окружающим под влиянием сиюминутных эмоций: например, если ваш друг разгневался на вашу неудачную шутку, это не значит, что он вообще всегда ненавидит лично вас.

Теперь подробнее о том, какие бывают эмоции и что они означают.
Во-первых, эмоции бывают строго либо положительными, либо отрицательными: положительные эмоции дают ощущение удовольствия, удовлетворения потребностей, а отрицательные, соответственно – неудовольствия, неудовлетворения.
Во-вторых, эмоции делятся на стенические и астенические: стенические побуждают человека к активности, мобилизуют силы организма, а астенические, наоборот, побуждают прекратить деятельность, парализуют силы, расслабляют.
В-третьих, среди эмоций выделяют элементарные – то есть, максимально простые, неразложимые на другие эмоции – и составные, являющиеся объединением или наслоением нескольких элементарных. Также выделяют базовые эмоции, присущие всем здоровым людям и имеющие примерно одинаковое выражение у людей разных культур, рас, возрастов. Базовые эмоции часто называют элементарными и наоборот, хотя по мнению некоторых исследователей не все базовые эмоции максимально просты и неразложимы.
Свои списки базовых эмоций предлагали разные учёные: Пол Экман, Кэрролл Изард, Роберт Плутчик… Они обращали внимание на то, за какие эмоции отвечают конкретные части мозга, какие эмоции проявляются мимикой одинаково у людей разных культур и рас. Списки получились похожими, более или менее общими для них являются следующие эмоции:

  1. Радость – возникает в ответ на удовлетворение какой-нибудь потребности. Закрепляет в памяти действия, которые привели к удовлетворению.
  2. Удивление – возникает в ответ на неожиданную ситуацию. Работает как сигнал тревоги, готовит к резкой смене поведения в ситуации. Самая короткая эмоция.
  3. Печаль – реакция на потерю чего-то значимого – близкого существа, важной вещи, благоприятной возможности. Сигнализирует, что есть некая неудовлетворённая потребность, побуждает пережить утрату в безопасной обстановке, восстановиться, изменить положение к лучшему.
  4. Гнев – возникает при столкновении с препятствием на пути к удовлетворению потребности. Мобилизует силы для преодоления, устранения этого препятствия.
  5. Отвращение – реакция на реальную или символическую «отраву». Побуждает отделить и отдалить от себя опасный, вредоносный объект.
  6. Страх – возникает в ответ на угрозу жизни, здоровью, целостности. Призван защитить от опасности путём дистанцирования, убегания, маскировки.
  7. Интерес - возникает в ситуации, которую человек оценивает как потенциальную для удовлетворения одной из своих потребностей. Побуждает пробовать новое, исследовать незнакомую территорию, осваивать навыки.


Эти эмоции могут проявляться с разной глубиной и интенсивностью, перетекать друг в друга, смешиваться, и таким образом возникает разнообразнейшая палитра эмоциональных состояний, век за веком находящих отображение во всех видах искусства и воспеваемых поэтами на разные лады. Лично мне очень нравится схема Келлермана-Плутчика, которая наглядно отображает разные степени базовых эмоций и получающихся на их стыке составных.
схема Келлермана-Плутчика

Итак, в каждом человеке заложен могучий, сложный, умный механизм, позволяющий оценивать полезность всего вокруг и поудобнее устраиваться в переменчивом окружающем мире. И вот этот-то механизм не учли составители традиционных тестов интеллекта, слишком ослеплённые идеей всепобеждающего разума. Для любителей измерять крутость человека его способностью к логическим операциям стало настоящим сюрпризом, что наиболее успешными в карьере и довольными жизнью становятся школьные «троечники», середнячки интеллекта, а то и вовсе неспособные сложить два и два гуляки. В чём же секрет? А в том, что для получения плюшек от общества нужно не столько аналитическое мышление, сколько умение своевременно приспосабливаться, точно и глубоко оценивать обстановку вокруг, быстро реагировать на изменения. А вот это всё делается как раз с помощью эмоций.
Первым, между прочим, на это обратил внимание ещё Чарльз Дарвин. А в начале XX века исследователи почесали в затылке и придумали для вот этого умения устраиваться в обществе и достигать своих целей с помощью людей термин «социальный интеллект», который во второй половине столетия уточнили до «эмоционального интеллекта».
Эмоциональный интеллект - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания людей (в том числе свои собственные), а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
По сути, эмоциональный интеллект состоит из следующих навыков:
1. Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, поведению, голосу других людей; также способность идентифицировать свои собственные эмоции.
2. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, предсказывать её развитие, замечать переход от одной эмоции к другой, понимать связь между мыслями и эмоциями, понимать сложные, амбивалентные чувства.
3. Управление эмоциями — способность пробуждать, направлять, успокаивать свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при принятии решений и выборе своего поведения.
4. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека активировать свой мыслительный процесс, используя эмоции как фактор мотивации (например, лучше запоминать материал к экзамену, пробудив в себе интерес к нему).

Более того, психологи разработали тесты для измерения эмоционального интеллекта, проверили их на десятках тысяч человек из разных стран и убедились, что владение своими и чужими эмоциями вполне поддаётся количественному анализу. Желающие поподробнее узнать про такое тестирование – загляните в библиотеку.

Ну а пока единственной эмоцией в этой аудитории не стала всепоглощающая «тоска смертная», запишите домашнее задание и возрадуйтесь свободе:
1. Какую эмоцию вы испытываете чаще и ярче всего? Как вы её выражаете? Расскажите подробно. А какую испытываете реже всего или вообще не понимаете, как испытывать?
2. Придумайте пример ситуации для каждой из перечисленных в лекции базовых эмоций по примерному образцу: «происходит то-то, человек чувствует то-то и поступает так-то».

Домашние работы присылайте личным пергаментом с Кристи